Одним из важных элементов сознательной деятельности любого индивида являются навыки. Они относятся к автоматизированным компонентам и имеют сложную классификацию. Мы расскажем, что такое навыки с научной точки зрения и как развить нужный комплекс элементов.
Навык – это, в психологии, действие, возведенное в степень автоматизма. Но здесь важно разделять деятельность в целом и ее отдельные процессы, так как навыками могут быть только элементы, входящие в процесс деятельности.
Рассматривая научное определение навыков, стоит четко понимать, что они не имеют ничего общего с безусловными рефлексами. Последние изначально не контролируются сознанием и автоматизированы. Примеры безусловных рефлексов знакомы каждому: дыхание или сглатывание слюны.
А вот навыки превращаются в автоматизированные только в процессе регулярного повторения или, как еще принято говорить, упражнения. Специалисты часто дают такую характеристику навыкам – автоматизированные компоненты сознательной деятельности, становящиеся таковыми в процессе деятельности и не контролируемые сознанием.
Хорошим примером в данном случае могут служить люди, потерявшие память. До 98% из них сохраняют элементы деятельности, доведенные в течение жизни до автоматизма. Это могут быть навыки, связанные с работой, ведением домашнего хозяйства или хобби.
Около 10 лет назад в одну из больниц Новосибирска попал мужчина с травмой головы, результатом чего стала потеря памяти – пациент не помнил ничего о себе. Через год память не вернулась, а поиски родственников не увенчались успехом. Мужчине пришлось выстраивать жизнь заново. Как оказалось, он хорошо управлялся с деревом. И не просто мастерил из древесины поделки, а создавал уникальную мебель с особыми отличительными элементами – почерком мастера, который не пропал вместе с памятью. По почерку мужчину абсолютно случайно и опознал партнер по бизнесу.
Если опустить все научные описания навыков и изложить их кратко самым простым языком, то можно сказать следующее – навыком считается тот компонент деятельности, который производится легко, без сознательного контроля и сосредоточенности на происходящем.
В психологии существует сложная классификация навыков. В первую очередь они делятся на:
Под первыми понимаются элементарные действия, свойственные каждому человеку: поднести ложку ко рту, расчесать волосы, закрыть дверь ключом.
Вторые могут состоять из целого набора элементов - навык одновременного приготовления трех блюд или командной игры.
Также навыки подразделяются на:
Конкретные уместны только в одной ситуации. Часто подобные навыки приобретают люди, которые длительное время занимаются одним и тем же делом. Но вне рамок ситуации автоматизированные действия бесполезны.
В отличие от универсальных навыков. Они уместны в любых обстоятельствах и способны существенно облегчить жизнь индивида (в качестве примера можно взять завязывание шнурков).
Различают навыки и по видам:
Перцептивные навыки представляют собой отображение знакомого объекта через чувственную среду. Причем происходит это автоматически и затрагивает как свойства, так и характеристики объекта.
Интеллектуальные навыки – это применение алгоритма решения уже когда-либо встречавшейся задачи.
Двигательные навыки характеризуются как воздействие на некоторый предмет, производящееся в автоматическом режиме. Нужно отметить, что в эту категорию входят и перечисленные выше навыки.
Но описанные виды нельзя считать единственными. Отдельно выделяют коммуникативные навыки, спортивные, социальные навыки, бытовые. И это далеко не весь список. Практически в каждой сфере деятельности существует возможность довести действия до автоматизма.
Каждый индивид владеет группой навыков, и они постоянно взаимодействуют между собой. Тем более, когда речь идет о формировании новых элементов под воздействием сложившихся обстоятельств. Первоначально личность пытается применить уже имеющиеся навыки, что классифицируется как перенос навыков. Он бывает трех видов:
Аллокация навыков наиболее важна в педагогике. В этом ключе можно отметить и такое явление как диффузию – распространение навыков в группе индивидов. Если одна личность владеет необходимыми для всей группы элементами действий, то вскоре и остальные ее участники вырабатывают их у себя.
Обучение навыку происходит в три этапа:
Немаловажную роль в оттачивании навыка играет личность, через которую происходит обучение. Правильно организованный процесс ускоряет формирование и закрепление алгоритма действий, приводя их к автоматизму.
Все материалы сайта не являются публичной офертой
Разработка сайта JS-media | Веб-студия