«Каждый малыш – невероятный фантазер!» - уверены вы, с умилением наблюдая за игрой своего чада. С этим утверждением согласятся 99% родителей. И будут абсолютно неправы! Воображение начинает проявляться только после 2 лет и нуждается в целенаправленном развитии. Ведь без него невозможны познавательные процессы и основные виды деятельности ребенка.
Современное общество остро нуждается в людях, умеющих мыслить оригинально, нешаблонно и постоянно генерировать новые идеи, способные трансформировать действительность в нужном направлении. Таких представителей социума называют по-разному: «гении», «изобретатели», «творческие личности». Но на самом деле важно лишь одно – все эти люди обладают развитым и живым воображением!
Воображение представляет собой высшую психическую функцию, которая:
Но одновременно позволяет отойти за грани привычного и «дозволенного», взглянув на ситуацию или явление с совершенно неожиданного ракурса. За счет этого у ребенка формируется несуществующий в общем или в данный момент времени образ:
Причем образ имеет настолько устойчивый характер, что удерживается вплоть до достижения результата, задуманного маленьким человеком.
Процесс развития воображения относится к самым спорным проблемам в психологии. Изначально специалисты были уверены в том, что эта функция задана от рождения и с течением времени ослабевает. Это косвенно объясняло снижение уровня креативности и частоты творческих проявлений у взрослых людей. Но на сегодняшний день доказано, что в самостоятельную психическую деятельность воображение трансформируется только по мере приобретения ребенком собственного опыта. А при целенаправленном и регулярном развитии возможность создавать что-то новое и необычное с возрастом не «замирает», а раскрывается в полную силу. И нейропсихология полностью подтверждает эту теорию.
При рождении мозг малыша насчитывает около ста миллиардов клеток, каждая из которых способна посылать и отправлять электромагнитные сигналы. На их основе создаются прочные связи, постепенно образующие «сеть». За счет нее дети мыслят, обучаются и творчески развиваются. Но она имеет и несколько особенностей:
У среднестатистического ребенка к 3 годам имеется «запас» из квадриллиона соединений! Не все они сохранятся, но регулярное разноплановое развитие малыша сложно переоценить – любые занятия с ним в дошкольном возрасте накладывают отпечаток на всю последующую жизнь. А значит можно быть уверенным, что уже подросшее чадо не потеряет способность и тягу к воображению.
Воображение характеризуется четкостью и активностью. Можно сказать, что оно «работает» на опережение. Ничего еще не случилось, а мозг уж создал яркую картинку во всех подробностях. Формирование образов происходит несколькими способами:
Первый вариант свойственен детям в раннем дошкольном возрасте. Он подразумевает создание образа из разных и, на первый взгляд, абсолютно не подходящих друг другу деталей. Примером агглютинации могут послужить такие мифические персонажи как:
Для гиперболизации свойственно невероятное преувеличение или преуменьшение явлений, характеристик предмета или его самого.
Схематизация выстраивается по примеру любого схематичного рисунка:
Типизация позволяет выделить некие общие черты, присущие группе предметов или явлений. Например, каждый ребенок способен рассказать о том, каким должен быть врач или продавец. Это позволяет ему формировать новые образы, отталкиваясь от имеющихся представлений.
Акцентирование дает возможность выделить одну характерную деталь и взять ее за основу. Тот же принцип используют художники-карикатуристы и те, кто рисуют шаржи.
Более 80% детей активно применяют все описанные способы создания воображаемых образов. Но все же имеют тягу к определенным вариантам из списка.
Нельзя не отметить, что построение образов – сложный процесс, основывающийся на:
Методика развития воображения предусматривает эту особенность. Поэтому в диагностике и развивающих упражнениях активно ее использует.
Прежде, чем более глубоко разбирать тему воображения, нужно понимать разницу между фантазией и воображением. Да, да! Около 99,9% родителей уверены, что эти термины идентичны. Но на самом деле речь идет о принципиально разных вещах.
Итак, фантазия – это нечто, не связанное с реальностью. Вымышленные образы никогда не воплотятся, оставаясь в рамках придуманной ситуации.
Воображение же действует иначе. Оно сознательно формирует образы:
Также воображаемые «картины» отвечают 2 ключевым параметрам:
Воображение имеет более важное значение в процессе формирования личности. Оно является основой:
Но и фантазии необходимы малышу! Они являются источником его вдохновения и доставляют ни с чем не сравнимое моральное удовлетворение. Психологи рекомендуют родителям уделять внимание развитию обоих направлений. В гармонично развитой личности воображение и фантазии тесно переплетаются, способствуя:
Главное – выстроить занятия с ребенком так, чтобы фантазии выполняли дополняющую функцию и обогащали личность.
В психологии принято классифицировать воображение на виды следующим образом:
Каждая группа имеет свои особенности.
Воссоздающее воображение направлено на переработку и трансформацию полученных извне образов. Предположим, малыш услышал новую сказку и принялся придумывать с главными героями новый сюжет. Для этого он воссоздает их характерные черты, дополняя и видоизменяя их на свое усмотрение.
В 95% случаев дети выстраивают сюжет хаотично. Этим отличаются также:
Но с течением времени опыт и приобретенные знания о сути явлений и вещей в «придумке» приобретают более аргументированный характер. До 73% детей, если задать им соответствующие вопросы относительно их выдумки, легко объяснят «Что?», «Как?», «Зачем?» и «Почему?».
Через креативное воображение ребенок воплощает в реальность свои выдумки. В основе лежит стремление выявить условия:
Воплощать свои задумки дети могут разными способами:
Любой поиск выразительного средства воплощения своего замысла стимулирует развитие креативного воображения.
Этому виду воображения свойственно формирование образов со следующими характеристиками:
Причем дети в 97% случаев понимают, что придумали нелепицу. Но получают от ее создания удовольствие и готовы не единожды воспроизводить эту ситуацию.
Аффективное воображение выполняет очень важную функцию на определенном этапе взросления ребенка – защищает его от возникающих:
Воображение этого вида активируется при возникновении ситуаций, вызывающих противоречия между выдуманными образами и реальностью. Чаще всего оно запускается в возрасте от 3 лет. Не случайно в этот же период у детей ярко проявляются страхи. Благодаря аффективному воображению, ребенок многократно проигрывает тревожащую его ситуацию:
Предположим, ребенок, в очередной раз слушая сказку про «Аленький цветочек», убегает и прячется на моменте появления чудовища. Изжить этот страх можно, проиграв с родителями подобные ситуации и разобрав их. В 99% случаев необходимо повторение не менее 5 раз. Малыш, предпочитающий рисовать и лепить, способен перенести свои страхи на бумагу или созданные своими руками фигурки.
Познавательное воображение начинает развиваться практически одновременно с аффективным. Его главная задача не ограничивается преодолением возникающих противоречий. В список можно включить и такие цели как:
Наиболее эффективно развивается этот тип воображения в процессе взаимодействия с игрушками.
На формирование воображения у детей влияют следующие факторы:
В качестве базового элемента процесса выступает накопление собственного опыта. Чем шире кругозор ребенка и набор знаний об окружающих предметах, тем активнее развивается воображение.
Детский опыт на 70% накапливается посредством личных наблюдений ребенка. И лишь 30% он получает через взрослых. Но при этом без целенаправленного воспитательного и развивающего процессов невозможно сформировать, к примеру, творческое воображение, необходимое для создания шедевров разных жанров.
При развитии воображения необходимо учитывать возрастные особенности ребенка.
До 2,5-3 лет говорить о детском воображении рано. Конечно, и до этого возраста ребенок способен формировать неясные смутные образы. Но управлять ими он не в состоянии, как и отличить выдумку от реальной жизни.
Формирование воображения в трехлетнем возрасте обусловлено 2 психологическими особенностями этого периода:
Около 98% детей переживают в 3 года осознание своей самостоятельной личности. Они начинают четко позиционировать себя как нечто отдельное от матери и окружающего мира. В большинстве случаев этот процесс вызывает внутренний диссонанс и ощутимое психическое напряжение. В свою очередь эти факторы становятся благодатной «почвой» для возникновения аффективного воображения.
Параллельно развивается и познавательное воображение. Оно тесно связно с наглядно-действенным мышлением. Поэтому чем активнее и любопытнее ребенок, тем плодотворнее будет процесс развития воображения.
Характерной чертой воображения на этом этапе становится проживание в образах событий предыдущего дня. Они имею яркую окраску, но сами по себе существовать не могут. Им нужна четкая опора. В ее роли выступают игрушки.
В этот период для поведения детей становится характерна осознанность. Они как «губка» впитывают:
Все это укрепляет личность ребенка и позволяет ему обрести свой опыт. Пятилеткам свойственны:
Примечательно, что в этом возрасте 95% детей тяготеют к ролевым играм. Они способны не только четко раздать роли всем игрокам, но и:
Впервые у детей возникают мечты о будущем. Они представляют себя в разных местах занятых интересными делами. В подавляющем большинстве эти образы оторваны от реальности и больше напоминают фантазии. Но они очень важны для формирования познавательных процессов.
В 4-5 лет у детей могут появиться воображаемые друзья. В 80% случаев на них ребенок осуществляет перенос всех своих плохих поступков. Это не он разбил вазу, а придуманный пират, разбойник или медведь. Нередко друзьями становятся не только несуществующие персонажи, но и нафантазированные дети, будто с соседнего двора. Ребенок не только дает вымышленному приятелю имя, но и наделяет определенными чертами характера.
Ссылаясь на приведенную информацию, можно говорить о том, что на этом этапе происходит качественный скачок в развитии воображения.
В этом возрасте представления ребенка о мире во многом уже сформированы, но переход на новую ступень взросления – поступление в школу – влияет и на развитие воображение. Старший дошкольник и младший школьник уже свободно оперируют образцами и основами. Дети способны не только выстраивать образы на их базе, но и:
Воображение на этом этапе приобретает четкий произвольный характер. И несмотря на то, что дети не создают ничего принципиально нового для окружающего мира, каждая их придумка и образ являются открытием для них самих. Воображение позволяет заполнить пробелы в знаниях и представлениях о реальности, создав наиболее гармоничную для детского восприятия картинку.
Семилетки уже не просто воображают – они создают замысел со всеми подробностями и следуют ему до момента воплощения. При этом воображение нередко включается тогда, когда ребенок затрудняется найти среди полученного ранее опыта разумное объяснение чему-то. Это во многом роднит процесс с мышлением.
Последующие этапы развития воображения мы рассматривать не будем, так как нас интересуют преимущественно дошкольники. В этот период закладываются все базовые навыки и основы познавательных процессов. А значит ни одно из занятий с детьми не окажется безрезультатным. Чем больше внимание уделяется развитию ребенка в этот период, тем выше вероятность того, что маленький человек вырастет счастливой, успешной и гармоничной личностью.
До 75% мам и пап недооценивают воображение, как отдельный вид детской деятельности. А потому упускают из виду его развитие. Но психологи имеют иной взгляд на эту проблему – яркое и развитое воображение выступает гарантом:
Работе с ребенком предшествует диагностика, которую можно провести самостоятельно с помощью разных методик.
Это один из самых простых способов проверить уровень развития воображения. Для него понадобятся:
Предложите ребенку нарисовать что угодно, но с одним условием – уложиться в указанный временной интервал. После окончания работы похвалите малыша и займите его другим делом. А сами внимательно посмотрите на «картину» и оцените ее по следующей шкале:
Выстраивайте занятия с ребенком в соответствии с полученным результатом, постепенно развивая его воображение.
Методика в общих чертах напоминает предыдущую. Только теперь малыш должен придумать и рассказать историю, уложившись в определенное время:
Жанр выбирает сам ребенок. В этом вопросе его ограничивать не стоит.
Методика в общих чертах напоминает предыдущую. Только теперь малыш должен придумать и рассказать историю, уложившись в определенное время:
Жанр выбирает сам ребенок. В этом вопросе его ограничивать не стоит.
После окончания работы оцените результаты, опираясь на нашу таблицу.
Параметры | Количество баллов с расшифровкой | ||
0 | 1 | 2 | |
Скорость | За положенный срок не удалось придумать связный рассказ | История «сложилась» в срок от 30 секунд до минуты | На придумывание ушло менее полминуты |
Оригинальность | Явный пересказ известной ребенку истории/повторение реального происшествия из жизни | Прослеживается пересказ с небольшими дополнениями «от себя» | Авторство на 100% принадлежит рассказчику |
Сюжетное разнообразие | Сюжетная линия ограничена 1 героем или событием | В истории присутствуют 2-3 героя и несколько сменяющих друг друга событий | Количество персонажей от 4, разнообразная сюжетная линия |
Детализация | Персонажам даны имена, но характеры не «прорисованы» | К имени добавлены 2-3 отличительных признака | События и герои имеют не менее 4 признаков |
Эмоциональность | История не оставляет никакого впечатления | Реакция присутствует, но эмоциональная окраска слабая | Рассказ вызывает живую реакцию |
После подсчета баллов по каждому параметру сделайте выводы об уровне развития воображения вашего чада:
Дальнейшую работу выстраивайте на основе этих показателей.
Суть методики вам уже знакома – предложите малышу за 5 минут придумать новую игру, в которую он смог бы играть сам или с другими детьми.
Когда малыш будет рассказывать вам о игре, активно интересуйтесь всеми нюансами:
По каждому параметру выставляйте баллы:
Суммируйте баллы и сделайте вывод об уровне развития воображения, сверившись с списком, приведенным в описании предыдущей методики.
Определив, насколько развито воображение у вашего чада, можно приступать к занятиям с ним. Использовать сразу все упражнения не рекомендуется. Вводите по 1-2 задания в неделю, отслеживая реакцию ребенка. Со временем вы поймете, какие игры ему более интересны. На них и нужно делать упор.
Это упражнение не требует особой атмосферы, поэтому подходит для занятий даже в дороге. Предложите малышу придумать рассказ с использованием 3 заданных вами слов. Например:
По мере развития воображения усложняйте задание:
Будьте готовы к тому, что изначально истории ребенка будут не слишком содержательными. Постепенно он войдет во «вкус» и примется воображать с удовольствием.
Это упражнение подходит для веселой детской компании или вечера в кругу семьи. Суть игры заключается в следующем:
Каждый участник может придумывать своих персонажей и ситуации с ними. Дети с большим восторгом принимают участие в этой игре и незаметно для себя «тренируют» воображение.
Игра рассчитана на нескольких участников. Но можно затеять ее и вдвоем с ребенком. Предварительно хорошенько подготовьтесь – вам понадобятся:
В начале игры предложите тему. Она может быть, как реальной – например, «Поездка к морю», так и фантастической – предположим, «Полет на Марс». А дальше отдайте все в руки ребенка. Пусть он клеит, вырезает, комбинирует! Законченную работу можно повесить на видное место.
Эта игра требует подготовки, но зато станет вашей «палочкой-выручалочкой» на все случаи жизни. Для начала найдите красивую коробочку, сундучок или шкатулку, в которую будете складывать карточки с изображениями:
Чем больше комплектов у вас получится, тем лучше!
Теперь можно играть, выбрав любой из предложенных вариантов:
С помощью картинок можно организовать и групповые игры. Интересен такой вариант: раздайте игрокам по 5 карточек и предложите им отвечать на вопросы с помощью имеющихся у них вариантов, дополняя изображение словами. Например, на вопрос «Ты любишь шоколад?» малыш отвечает карточкой с изображением планеты. Тут же он поясняет: «Так сильно люблю, что хочу улететь на планету из шоколада!».
Или другая игра – дети по имеющимся у них картинкам рассказывают каждый свою историю (максимум 7 карточек). Нравится детишкам и иная игра с помощью карточек. Раздайте детишкам по 6-7 изображений и определите первого игрока. Он выкладывает свою картинку и начинает историю. Второй продолжает ее, выложив свою карточку. В итоге получается веселая и немного сумасшедшая история! Усложнить это вариант можно, играя «вслепую». Детям не разрешено смотреть на розданные карточки и им приходится сочинять в буквальном смысле слова на ходу.
Перенесите хорошо знакомых ребенку персонажей в новые условия и предложите пофантазировать о том, что с ними могло бы случиться. Например:
Вы удивитесь тому, какие истории расскажет вам ребенок!
Перенесите хорошо знакомых ребенку персонажей в новые условия и предложите пофантазировать о том, что с ними могло бы случиться. Например:
Вы удивитесь тому, какие истории расскажет вам ребенок!
Если ваш малыш уже наизусть знает все сказки, предложите ему новую игру, намеренно перевирая знакомую историю. Например, так:
«- Однажды испекла бабка Квадратик…
- Не Квадратик, а Колобок!
- Точно. И положила его внучка…
- Нет. Не внучка, а бабушка!
- Хорошо, положила его бабушка в автомобиль…
- На окошко!»
Похожим образом можно переврать любую сказку. И малыш вправе поправить вас или придумать свой вариант любимой истории, подхватив ваши «враки».
Для этой игры вам понадобятся картинки с изображениями, которые могут относиться к одной сказке. Предположим:
И совершенно неожиданной будет карточка с изображением, например, трактора. Ребенок должен догадаться, о какой сказке идет речь и органично вписать в нее новый предмет.
Для этого упражнения подойдет любая сказка, но вывернутая наизнанку. Предположите, что три поросенка стали злыми и захотели съесть волка, который принялся строить по всему лесу укрытия от них. Или Белоснежка решила отомстить Королеве, собрав армию из злых гномов. А та, в свою очередь, оказалась настолько доброй, что даже не смога сопротивляться.
Пусть малыш разовьет историю из предложенного ему сюжета. Вполне возможно, он удивит вас невероятно интересной сказкой своего сочинения.
Смешайте несколько сказок в одну и попросите ребенка придумать новую историю. Изначальные условия могут быть абсолютно разными:
Загадайте ребенку условия рассказа – 3 абсолютно разных предмета. К примеру:
Для детей от 7 лет игру можно усложнить – предложить не только составить рассказ, но и отыграть его в виде сценки.
Упражнение рассчитано на группу детей. Суть его проста:
Игра может продолжаться до бесконечности. В итоге с получившимся существом или пейзажем можно составить целую историю, поочередно добавляя новый сюжетный виток.
Дети менее взрослых склонны руководствоваться правилами, рамками и запретами. Поэтому их воображение может стать эффективным инструментом для создания чего-то принципиально нового. А начинается все с самого простого – внимания родителей и целенаправленного развития воображения.
Все материалы сайта не являются публичной офертой
Разработка сайта JS-media | Веб-студия