Чаще всего родители реагируют на обман ребенка очень резко, эмоционально, тем самым, показывая недопустимость такого поведения. Но, по сути, такая реакция только вредит. Причины, из-за которых ребенок так себя ведет, могут быть разные, а значит и способы воздействия на ребенка различны.
Для начала, отделим ложь от фантазии.
Фантазирование - процесс творения небывалых событий, приключений, часто во главе с самим фантазером. Его цель – самовыражение.
Обман же происходит всегда с извлечением выгоды из своего обмана, то есть присутствует корысть.
Дети часто фантазируют и начинают пробовать себя в этом уже с 2-3 лет. Это могут быть и короткие фразы, и длинные рассказы. Такое проявление творческого потенциала естественно и позитивно. Самая разумная позиция родителей в данном случае будет поддержка интереса ребенка к сочинительству.
Психологи говорят о том, что чем больше человек творит – придумывает новое для себя (сочиняет, лепит, рисует, музицирует…), тем здоровее его организм. Если ребенку читают, рассказывают сказки, если родители сами на ходу придумывают невероятные истории или фантазируют вместе с ребенком, это несомненно окажет положительное влияние на развитие речи ребенка, усвоение родного языка, на развитие памяти и мышления, творческих способностей.
Когда взрослый с неподдельным вниманием и заинтересованностью реагирует на попытки ребенка творить, то он с удовольствием будет продолжать этим заниматься и улучшать свои навыки. Можно предложить ребенку записывать его истории. Возможно, в будущем ваш малыш и не пойдет по пути писателя, но у него будет ценный опыт сотворчества и поддержки от самых значимых для него людей.
Придумывание
Затем, в более взрослом возрасте дети сочиняют более правдоподобные истории. Сюжеты становятся более реалистичными, и герои могут быть из окружения ребенка. Такое сочинительство тоже не несет в себе мотива получения выгоды. Но самому ребенку они могут во многом помочь: выплеснуть эмоции, представить себя в необычной роли, поэкспериментировать и примерить к себе разные жизненные ситуации.
Рассказывая родителям, учителям о произошедшем событии, такой фантазер может приукрасить свой образ в этой ситуации. Например, стать более смелым и находчивым. Такое додумывание ситуации, показ себя в более выгодном свете, всегда будет выдавать его неуверенность в себе, желание получить поддержку. Истории помогут увидеть трудности ребенка и вовремя на них отреагировать. Родителям важно не изобличать во лжи, а понять, что за этим кроется на самом деле, какие потребности есть у ребенка.
Обманывая, человек получает некую выгоду из своего обмана. Чаще всего, такой выгодой для детей бывает избегание наказания. Например, отвечая на типичные родительские вопросы «ты сделал уроки?», «что ты получил?», «ты поел?», ребенок говорит то, что родители хотят услышать. Потому что другой ответ повлечет за собой дальнейшие расспросы, и скорее всего, недовольство родителей, наказание. И если такая реакция родителей демонстрируется довольно часто, то ребенок, стараясь избежать ее, начнет обманывать.
Ребенок будет говорить правду, только если сообщение этой не очень приятной для родителей правды не повлечет за собой негативных последствий для него. Его не будут ругать, лишать интересных дел,обзывать, а, возможно, и бить.
Если ребенок, начал обманывать, это сигнал для его родителей, что пора пересмотреть привычные способы общения с ним. Обратите внимание какие вопросы вы задаете, как часто, возможно, в некоторых из них нет необходимости. Наши дочки и сыночки взрослеют, надо предоставить им больше самостоятельности и возможность на собственном опыте прочувствовать последствия каких-то поступков. Например, вопросы: «Ты собрал портфель? А все ли положил?», актуальны для первоклассника, но недля школьника среднего звена. Забыл сменку дома? Значит будет париться весь школьный день в теплых ботинках, выслушивать нарекания дежурных, учителей. Это будет более действенный прием, чем постоянное напоминание и контроль.
Проявляйте свою любовь и заботу не через тотальный контроль, а через интерес к его жизни, готовность понять и принять, даже то, что вам не нравится, но важно для ребенка.
Бывают ситуации, когда ребенок, ранее не замеченный во вранье, вдруг начинает обманывать, особенно если это касается денежных вопросов. Родителям следует немедленно принять меры. Может быть ваш ребенок попал в беду. Ненавязчиво, без давления и обвинений поговорите. Необходимо, чтобы ваш ребенок понимал, что вы всегда придете ему на помощь и поддержите в любой ситуации. Почувствовав, вашу любовь, он поймет, что лучше рассказать все как есть, потому что обман теряет всякий смысл.
Помимо избегания наказания причиной привычки обманывать может быть постоянно действующий образец перед глазами ребенка. Ближайшее окружение- это люди, нюансы поведения которых ребенок впитывает с рождения и считает их нормой. Если родитель сам обманывает, пусть даже в мелочах, то и ребенок рано или поздно этому научится. Наши дети видят и слышат намного больше, чем нам кажется. Например, папа просит сказать сына, что его нет дома, когда кто-то его спрашивает, или мама говорит по телефону, что заболела и не может прийти на встречу, а на самом деле запланировала поход к парикмахеру. Ребенок замечает эти уловки и обучается проворачивать тоже самое.
Поэтому первоочередной профилактической мерой против обмана сына или дочки будет отказ родителей от лжи, хотя бы в присутствии ребенка. Пусть честность будет нормой общения в вашей семье. Она формирует доверие, и при доверительных отношениях меньше вероятности, что ребенок захочет что-то скрыть от вас.
Детская ложь может иметь разные причины и проявления, и порой, родителям трудно в этом разобраться и выбрать правильный способ реагирования. В такой ситуации придет на помощь психолог, который поможет сделать это быстрее и эффективнее.
Все материалы сайта не являются публичной офертой
Разработка сайта JS-media | Веб-студия