Внимание – это особенное и уникальное свойство человеческой психики. С его помощью возможно достичь успеха практически в любой деятельности. Поэтому диагностике внимания у детей и его развитию нужно уделять время с самого раннего возраста. И эффективнее делать это в игровой форме.
Если не вдаваться в терминологию, то внимание – это способность в нужное время концентрироваться на объектах или действиях. По сути ребенок входит в определенное состояние сознания, направляя все познавательные процессы в одно «русло».
Существует мнение, что 10-20 лет назад дети были гораздо внимательнее современных. И его подтверждают, как психологи, так и педагоги. Дети 21 века с трудом концентрируются на одном действии. Им свойственно состояние рассредоточенности, когда мелкие предметы и фон полностью выпадают из фокуса. Виной тому – мощный информационный объем, который приходится обрабатывать мозгу одновременно. Каждую секунду в мозг ребенка поступают миллиарды сведений:
К этому потоку добавляются:
До 85% родителей считают нормой давать детям гаджеты с 2 лет. И около 70% мам и пап практически с рождения успокаивают грудных малышей с помощью всевозможных приложений на телефонах и планшетах. Дети, действительно, быстро заинтересовываются возможностями смартфонов. И это становится дополнительной нагрузкой на их мозг. Ребенку сложно, а подчас и вовсе невозможно, выбрать главное и отсечь все второстепенные раздражители.
Родители дошкольников живут в постоянной борьбе за внимание детей. Им кажется, что если ребенок неправильно надел носок или пронес ложку мимо рта, то он невнимателен. И необходимо срочно идти с ним в развивающий центр. На самом деле такое поведение вполне нормально для малышей – из всего объема информации они выхватывают что-то одно, отсекая все мешающее на данный момент. Но постепенно маленького человека можно научить охватывать большее количество предметов и действий. Особенно важно сделать это до поступления в первый класс.
Для того, чтобы эффективно развивать внимание, нужно понимать принцип его действия. По направленности оно делится на 2 большие группы:
Внешнее внимание включается, когда ваш ребенок:
В такие моменты совокупность его познавательных навыков направлена вовне. Длительность нахождения в этом состоянии зависит от возраста:
Если ваш ребенок внезапно замер и «отключился» от внешних раздражителей, значит работает внутреннее внимание. В результате рождаются фантазии, смелые предположения и размышления.
У разных детей проявления внешнего и внутреннего внимания не одинаковы. Одни от рождения склонны концентрироваться на внешних раздражителях. Другие ориентируются на внутреннее внимание. Продумывая занятия с детьми, обязательно учитывайте этот момент.
Существует еще одна классификация внимания:
Первое доминирует у дошкольников. Примеры включения непроизвольного внимания знакомы всем мамам и папам:
Произвольное внимание требует определенных навыков управления:
Чем старше ребенок, тем проще ему концентрироваться. Сначала это затрагивает только процесс игры – 5-летний малыш может час-полтора:
Постепенно дети совершенствуют свои навыки. Они становятся более усидчивыми и сосредоточенными. Поэтому к 7 годам могут:
Младший школьник еще не отличается сформированной мотивационной сферой. Но развитое внимание позволяет ему успешно учиться и самостоятельно стремиться к познанию.
Работая над вниманием, нужно учитывать и его свойства:
Психологи дают четкое определение каждому из приведенных пунктов.
Объем внимания отражает то, на скольких предметах одновременно может сконцентрироваться ребенок. Понаблюдайте за ним в обычной жизни. Например, предложите посмотреть на полку с игрушками, а через 15-20 секунд поверните малыша спиной. Сколько предметов он сможет назвать? Не пугайтесь, если это будут 2-3 игрушки. Даже для 5-летнего ребенка это норма. Но описанное свойство хорошо поддается развитию. И при некоторых усилиях объем способен увеличиться в несколько раз.
С этой целью почаще играйте с ребенком в игры-запоминалки:
По тому, сколько вещей малыш назовет, можно судить об объеме его внимания. Со временем игру можно усложнить, задавая дополнительные вопросы:
Тренируя внимание, обязательно учитывайте возрастные особенности детей:
Также младшие школьники замечают особенности поведения людей, могут описать их одежду и вещи, которые были в руках.
Говоря об устойчивости внимания, психологи имеют в виду способность сосредоточиться на определенном действии. Например, четырехлетки увлеченно играют со сверстниками или в одиночестве до получаса. Но уже через год у:
Концентрация внимания активно развивается к дошкольному возрасту. Она отвечает за обретение ребенком навыка выделять главное и не отвлекаться на внешние раздражители. Дошкольник способен заниматься интересным делом, не замечая:
Все дополнительные факторы отходят на второй план и не могут помешать ребенку. В этом же возрасте на 35% возрастает интерес к таким играм как:
Это также свидетельствует о растущей концентрации.
Переключение внимания с одного объекта на другой – это сложный навык, управлять которым детям крайне сложно. К школьному возрасту им в той или иной мере овладевают 68% детей. Еще 28% учатся переключаться с одного действия на другое в 11-12 лет. Детям требуется серьезное волевое усилие, чтобы, например, после 10 минут восприятия учителя начать решать задачи.
До 90% детей дошкольного и младшего школьного возраста испытывают затруднения с распределением внимания. Это свойство отвечает за возможность учитывать сразу несколько параметров, занимаясь одним и тем же делом. Например, на уроке рисования ребенок одновременно должен:
Чаще всего более половины действий выпадает из сферы внимания.
Психологи рекомендуют провести небольшую подготовку:
Последнее занятие способствует не только развитию внимания, но и:
Просите ребенка пересказывать, придумывать новых героев, которые могли бы быть в сказке.
В психологии и педагогике существует масса методов, направленных на развитие внимания у детей разного возраста. Вводить игры и задания нужно поэтапно, наблюдая за ребенком. Возможно, какие-то игры ему совсем не понравятся. Не стоит настаивать. Помните – даже у детей младшего школьного возраста результат достигается через игру.
Перечисленные ниже упражнения вы можете использовать с 2 целями:
Они одинаково хорошо работают в обоих направлениях. И имеют массу вариаций.
Одно из самых простых заданий – найти отличия:
Для малышей хорошим результатом будут 3-4 найденных отличия. Детям постарше можно давать задания с 10 и более отличиями.
Определение изменений – простая игра. Она может выстраиваться на:
Суть игры заключается в следующем:
Это могут быть:
Задача ребенка – заметить, что изменилось. Со временем игру можно усложнить новыми вопросами:
Такие упражнения оказывают положительное влияние и на память малыша.
Лабиринты и «путалки» отлично развивают внимание. Удобно, что с их помощью можно придумывать многочисленные игры в соответствии с возрастом ребенка.
«Перепуталки» - одна из любимых детских игр. Подготовить занятие просто:Подобные задания делаются легко. К тому же они поднимают самооценку исполнителя - детишки любят:
Обычные раскраски тоже можно использовать для развития внимания. Предложите ребенку последовательно раскрасить, например:
Вполне вероятно, что сначала он будет путаться. Но регулярные тренировки избирательного внимания быстро дают положительный результат.
Это задание подходит для детей, хорошо владеющих навыками чтения. Суть теста сводится к следующему:
Важно учесть, что:
Одновременно с тренировкой избирательного внимания тест помогает развить навык скорочтения.
Упражнение подходит для детей любого возраста:
Изображения подбираются в соответствии с возрастом исполнителя:
При знакомстве с игрой можно давать одно задание. К примеру, вычеркнуть треугольники или Колобка. Со временем упражнение усложняется – даются 2-3 разных задания:
Для детишек, которые учатся читать, эта игра незаменима. Она помогает:
При регулярном применении «Корректурной пробы» приобретение навыка беглого чтения происходит в 2 раза быстрее, чем обычно. Хорошие результаты наблюдаются у 80% детишек.
Для того, чтобы заниматься с ребенком, необязательно иметь специальные дидактические материалы. Игры вполне можно придумывать самим и с теми предметами, которые есть дома.
Простое упражнение на внимание делается с помощью любимых игрушек ребенка:
Теперь поинтересуйтесь, кто отстал по пути.
«Топалки и хлопалки» - интересная и эффективная игра:
Предложения могут быть абсолютно разными:
Детишкам до 4 лет можно давать время на обдумывание. Ребенок постарше способен отвечать сразу.
Игра «Три задания» подходит для коллективных и индивидуальных занятий. Сигналом к началу игры становится команда «Замри». После этого родители/ведущие дают 3 задания, которые нужно выполнить в четкой последовательности. Например:
После команды «Отомри» ребенок приступает к выполнению. Постепенно задача усложняется:
Игра «Мы знаем!» также подходит для коллективных занятий. Ее суть проста:
Одна из игр на слуховое внимание – хлопки. Предварительно родители говорят ребенку, что он должен сделать на 1,2,3…10 хлопков. Задача исполнителя:
Хороший результат дает игра на описание предметов. Она имеет 2 вариации:
Если малыш хорошо считает, то ему подойдет следующая игра:
Мячик дает массу возможностей для развития внимания. Вот одна из простейших игр:
Или такой вариант:
Задания на время тоже довольно разнообразны. Ребенка можно попросить назвать за полминуты как можно больше предметов:
По мере развития внимания задания усложняются. Например, можно:
Подобные упражнения одновременно тренируют и память.
Игра в «букашку» поможет детям не только стать внимательнее, но и:
Перед началом игры подготовьтесь:
Суть задания проста:
Например:
Малыш должен в точности выполнять команды. Как только он освоится и перестанет ошибаться, игру можно усложнить:
В последнем случае игроку придется мысленно передвигаться по клеткам. В итоге он должен указать, где остановилась «букашка». С первого раза выполнить все правильно удается не более 15% детей.
И не забывайте хвалить и подбадривать чадо, даже если у него не все получается. Дети, которых родители поддерживают, несмотря на результат, быстрее овладевают новыми навыками и легче усваивают информацию. А значит в итоге они окажутся в разы внимательнее своих сверстников.
Все материалы сайта не являются публичной офертой
Разработка сайта JS-media | Веб-студия