Мышление относится к высшим познавательным процессам. Его можно представить в виде движения идей, которые раскрывают суть вещей, предметов и явлений. Именно этот процесс отвечает за навыки работы с информацией и умение извлекать из нее максимум пользы. А появляющиеся с течением времени определенные привычки мышления определяют будущую жизнь человека на 65%. Развивать мышление ребенка можно и нужно с самого рождения. Но наиболее продуктивным периодом психологи считают временной интервал от года до 10-12 лет.
До 83% современных родителей, как показывает практика, уверены, что для развития мышления достаточно специальных игрушек. Если вы тоже находитесь в плену этого убеждения, то поспешим вас расстроить – мышление является сложным познавательным процессом и эффективно развивается только в тесном взаимодействии ребенка и постоянно контактирующих с ним взрослых.
Нельзя забывать и о том, что мыслительная деятельность представляет собой фундамент успешного обучения. Дети, родители которых целенаправленно занимались развитием мышления, при поступлении в школу выделяются на фоне сверстников по целому ряду параметров:
Детское мышление формируется как сложная многоуровневая система, в которую включены:
Годовалый малыш не просто пассивно воспринимает окружающий мир, а стремится понять его. Он соотносит доступное ему восприятие с ощущениями, открывая для себя нечто новое.
В процесс мышления входит совокупность связанных между собой действий:
В соответствии с возрастом ребенка и его индивидуальных особенностей этот перечень варьируется.
В каждом ребенке природа заложила такой способ познания окружающего мира как мышление. Даже новорожденные могут совершать простейшие мыслительные процессы. И главная задача родителей – развить их. А также:
Но стоит учитывать, что дети не сразу приходят к тому осмыслению предметов и вещей, которые свойственны взрослым. Малышам приходится пережить 3 этапа развития, на которых родительскую помощь и поддержку сложно переоценить.
Это ведущее мышление у детей от года до 3 лет. В этот период между словами «мыслить» и «действовать» стоит знак равенства. Каждая мысль малыша мгновенно отражается на его лице и преобразовывается в определенные практические действия.
Каждый родитель сталкивается с такими ситуациями сотни раз в день. Вот ваш ребенок, играющий в песочнице, заприметил у рядом стоящего мальчика красивую машинку. Секунда – и игрушка отобрана, а детский конфликт переходит в разряд родительского. Или иная ситуация: малыш видит на кухне чайник и тут же хватает его, чтобы понять, что это за предмет.
Наглядно-действенное мышление тесно связано с практикой:
До 3 лет дети не могут представить, какие-либо действия с предметом. Им важно ощущать его тактильно, погрызть, облизнуть, покрутить и в конечном итоге найти применение.
Развитие наглядно-действенного мышления происходит только на фоне практических действий. Причем по мере возможностей ребенок будет многократно повторять манипуляции с интересующим его предметом. Это позволит ему:
Словесные объяснения сути явлений и вещей, не подкрепленные действиями или сознательно отрезанные от них, никаким образом не влияют на развитие мыслительных процессов ребенка до 3 лет. А более 80% детей их и вовсе не воспринимают.
Этап формирования наглядно-образного мышления растягивается на период от 3 до 5 лет. У 10% детей он затягивается вплоть до поступления в школу. Но таким детишкам обучение дается довольно тяжело.
Для наглядно-образного мышления свойственно оперировать не столько самими предметами, сколько их образами. Ребенок зачастую моделирует ситуацию из подручных средств, стараясь максимально точно скопировать поведение и действие взрослых.
Подражание в этот период становится ведущей деятельностью. Поэтому, чем активнее и плодотворнее выстраивается взаимодействие между взрослыми и детьми, тем быстрее развивается мышление.
Интересно, что образное мышление – динамичный процесс. В подростковом возрасте оно принимает более сложную форму. А у 10-15% людей остается превалирующим. Это связано с особенностями деятельности мозга. Такие люди обычно выбирают для себя творческие профессии, становясь известными художниками, поэтами, актерами.
Переход к этому виду мышления довольно длительный - он начинается в 5-6 лет и заканчивается в среднем к 11 годам. Суть словесно-логического мыслительного процесса сводится к оперированию понятиями. Если ранее ребенок опирался только на свой опыт, то теперь он действует иначе:
На протяжении жизни все перечисленные виды мышления находятся в постоянном взаимодействии. Действия практические можно считать основой, так как только через внешнее осуществляется переход во внутреннее. Но опыт и понимание смыслового контекста происходящего дают действиям иную нагрузку. А значит развивать детское мышление необходимо на всех этапах.
Переход к этому виду мышления довольно длительный - он начинается в 5-6 лет и заканчивается в среднем к 11 годам. Суть словесно-логического мыслительного процесса сводится к оперированию понятиями. Если ранее ребенок опирался только на свой опыт, то теперь он действует иначе:
На протяжении жизни все перечисленные виды мышления находятся в постоянном взаимодействии. Действия практические можно считать основой, так как только через внешнее осуществляется переход во внутреннее. Но опыт и понимание смыслового контекста происходящего дают действиям иную нагрузку. А значит развивать детское мышление необходимо на всех этапах.
Классифицировать мыслительный процесс можно и по другим категориям. В психологии принято учитывать разделение на виды по характеру решаемых задач:
Еще выделяют такие виды как:
Существуют и специфические виды мышления. Они отражают личностные качества и свойства человека:
Но каким бы ни было ведущее мышление ребенка, важно его качество. Это та база, на основе которой формируется интеллект пока еще маленького человека.
В процессе мышления ребенок использует универсальные операции. И чем лучше отточена способность применять их в разных ситуациях, тем более развито мышление. Психологи выделяют 4 основных операций:
Каждый пункт списка требует пояснений.
Суть этой операции знакома каждому взрослому – выявление общего и различного в предметах и явлениях. Для того, чтобы малыш легко и просто пользовался этой категорией, родителям необходимо научить его 2 вещам:
Лучший возраст для развития навыков работы с этой категорией – 2 года. С этого периода можно регулярно заниматься на предмет сопоставления. Двухлетний ребенок уже может проводить сопоставление по разным группам признаков:
Например, конфета и яблоко сладкие. Но конфета – это десерт, а яблоко – фрукт.
Эта операция подразумевает вычленение в изучаемом предмете определенных:
Проводя анализ, ребенок «раскладывает» объект на составляющие части и выявляет необходимые.
Операция тесно связанна с предыдущей. Если ребенок овладел анализом, то и синтез ему поддастся без труда. В этой категории из отдельных признаков и черт создается нечто целостное. Хорошей иллюстрацией синтеза служит обучение чтению – звуки и слоги сливаются в слова, дающие большой информационный массив.
К занятиям по развитию навыка обобщения можно приступать не раньше 6-7 лет. До этого возраста ребенок может без особого напряжения оперировать названиями разных предметов, но объединить их в одну группу ему сложно.
Развить мыслительные способности можно лишь по мере расширения словарного запаса ребенка. «Сигналом» к началу занятий на обобщение для родителей будут следующие признаки:
У 40% детей перечисленные качества проявляются в 5 лет. Для 55% дошкольников возможности обобщать открываются в 6-7 лет. И еще у 5% детишек это время наступает в 8-10 лет.
Для того, чтобы правильно развивать мышление детей, родителям необходимо понимать, какие формы принимает эта деятельность. Их – 3:
Суждения представляют собой работу ума, направленную на:
Часто суждения базируются на эксперименте. Такая деятельность дает хороший результат у дошкольников, которым важно на основе действий и опыта прийти к какому-либо логическому выводу.
Понятие – это более сложная форма мышления. Она становится доступна детям по мере увеличения информационного потока, воспринимающегося и обрабатываемого мозгом.
На основе полученных данных ребенок приобретает некоторые понятия об явлениях и вещах, многие из которых он не может представить наглядно. Например, двухлетний малыш не сможет объяснить, что такое хорошо, а что такое плохо. Зато пятилетний ребенок быстро расскажет, какое поведение считается плохим, а какое – хорошим.
Формирование понятий о самых разных вещах происходит одновременно с представлением о соотношении причин и следствий. К примеру:
Понятийная база значительно расширяет кругозор и способствует развитию мышления.
Это – самый высокий уровень познавательной деятельности. Он основан на суждениях и сложившихся понятиях. Например, в выходной день семилетний малыш просыпается от звуков дождя. Он помнит, что на сегодня планировался поход в зоопарк. Но в дождь это невозможно, поэтому мама с папой отменят зоопарк. И он расстроен.
Научить ребенка думать – главная забота родителей. В зависимости от возраста и особенностей чада они должны:
Проще всего сделать это в игровой форме. Но перед началом занятий стоит проверить уровень мышления ребенка. С помощью простейших методик, облаченных в форму игры, эта задача окажется по силам каждому родителю.
Эта методика хороша тем, что подходит для детей разного возраста:
Суть задания проста – одним словом назвать изображенные на картинках предметы:
Важно, чтобы слова были из разных категорий. Это позволит максимально расширить кругозор и словарный запас ребенка.
Для этого задания родителям понадобятся карточки с изображениями предметов или живых существ. В каждой группе должно быть не меньше 5 карточек (например, фрукты – яблоко, груша, ананас, банан, слива). Общее количество изображений – около 30. Учитывайте уровень познания ребенка и выбирайте только знакомые ему предметы
Игра выстраивается следующим образом:
В процессе родителям нужно понять:
Чем больше предметов свяжет между собой малыш, тем выше уровень его мышления.
После распределения всех карточек по группам предложите ребенку объединить между собой группы, имеющие общие признаки. Предположим у вас получилось 6 категорий:
Ребенок должен сгруппировать их с объяснениями следующим образом:
В этой части игры важно понять, каким образом выстраивается мыслительный процесс. Пусть на первых порах ребенок рассуждает вслух. А вы помогайте ему наводящими вопросами.
Задание в зависимости от возраста испытуемого можно усложнять, предлагая сгруппировать предметы по определенному признаку:
На первых занятиях будет достаточно выполнить одну часть задания. Иначе ребенок быстро устанет и потеряет интерес к подобным играм.
Эта методика во многом идентична предыдущей. Для задания подготовьте 20 карточек, сгруппированных по 10 изображений. Вариаций здесь много:
Упражнение выстраивается в несколько этапов:
После попросите малыша объяснить, почему он сгруппировал картинки таким образом. Для детей 5-6 лет задание усложняют – просят разложить карточки без образца.
Хорошим результатом считают 2-3 ошибки. Они свидетельствуют о рассеянности и невнимательности ребенка. Более 5 ошибок «говорят» о том, что ребенку не доступно обобщение и работать нужно в этом направлении.
Эта методика во многом идентична предыдущей. Для задания подготовьте 20 карточек, сгруппированных по 10 изображений. Вариаций здесь много:
Упражнение выстраивается в несколько этапов:
После попросите малыша объяснить, почему он сгруппировал картинки таким образом. Для детей 5-6 лет задание усложняют – просят разложить карточки без образца.
Хорошим результатом считают 2-3 ошибки. Они свидетельствуют о рассеянности и невнимательности ребенка. Более 5 ошибок «говорят» о том, что ребенку не доступно обобщение и работать нужно в этом направлении.
Упражнение рассчитано на определение умения выбирать наиболее существенный признак:
Например:
Сложность задания заключается в том, что многие слова покажутся ребенку подходящими. Но только одно идеально характеризует описываемый предмет. Для пальто это будут рукава. А для снега прилагательное «холодный».
Задание воспринимается ребенком на слух:
Для одного упражнения достаточно 10 сочетаний. Выбор падает на понятные ребенку слова. В качестве примера приведены следующие группы:
Будьте готовы к тому, что ваше чадо растеряется и не даст хорошего результата. Около 87% детей испытывают затруднения с подобными заданиями. Но через время с легкостью справляются с ними.
Эта методика направлена на диагностику по совокупности параметров:
Для игры понадобятся сюжетные карточки (не более 6 штук). Перемешайте их и попросите малыша разложить картинки по порядку. После:
Если ребенок не только правильно разложил картинки и составил сказку, но и верно выделил главных героев, родителям не о чем беспокоиться.
Довольно сложный тест, требующий от родителей подготовки. Для начала им нужно начертить таблицу 6 на 6 граф:
Если тестируемый еще не умеет читать, то вместо названий цветов графы заштриховываются нужным оттенком.
Далее:
Задача игры – выявить возможности ребенка по классификации предметов по 2 признакам. Тестирование проводится поэтапно:
Не вмешивайтесь в процесс работы. Все пояснения даются в конце задания.
Получив результаты диагностики, можно приступать к регулярным занятиям с ребенком. Даже если он показал высокий уровень развития мышления, специальные игры и задачи окажут стимулирующее действие на мыслительные процессы. Поэтому пренебрегать ими не стоит.
Играть в нее можно в любом месте:
Мама задает ребенку определенную геометрическую форму. И просит отыскать похожие предметы в окружающем пространстве. Предположим, что задан был круг. Тогда ответы могут быть такими:
Чем больше перечислений сделает ребенок, тем лучше для его мышления.
Простая, но веселая и эффективная игра, способствующая развитию разных психических функций:
Не стойте в стороне и тоже включайтесь в процесс!
Это упражнение должно иметь предысторию. Посадите малыша рядом и предложите ему представить, что он встретился с любопытным инопланетянином. Говорить на земном языке он не умеет. А вы не понимаете его. Но гость постоянно интересуется всем вокруг и требует разъяснений относительно всех увиденных предметов.
А теперь называйте ребенку простые слова – «автомобиль», «кошка», «школа», «художник». Он должен максимально подробно и понятно объяснить смысл названного.
Игра довольно занимательная и позволит отвлечь ребенка в пути.
Упражнение на развитие понятийного мышления:
Например:
Игру можно разнообразить использованием мячика. Мама говорит и кидает, малыш ловит и продолжает.
Интересная игра, активно развивающее детское мышление. Выстраивается она на заданном вопросе и сделанных ребенком предположениях. Предположим, вы спрашиваете: «Что получится из муки?».
Варианты ответов многочисленны:
Или – «Кем/чем будет гусеница?»:
Задание можно сформировать и от обратного, спрашивая, кто кем был раньше:
Обычно это упражнение тяжело дается 63% детей. Но по мере расширения кругозора они улучшают свой результат на 35%.
Для игры подойдет абсолютно любой предмет. Задача ребенка – внимательно его рассмотреть и рассказать, на что он может быть похож и почему.
Упражнение довольно простое, но требует серьезной работы ума:
Например, за исходные слова взяты:
Ребенок может отметить, что:
Чем больше сходств будет выявлено, тем лучше.
Договоритесь с ребенком о следующем:
Например:
Позже категории можно будет сменить на новые.
В начале игры мама и ребенок распределяют между собой роли. Один будет оптимистом, а другой выступает его противоположностью. Задает ситуацию оптимист. Пессимист находит в ней плохое, начав с фразы «Не очень!».
Вариантов ситуаций в этой игре масса:
Истории могут быть ничем не связаны между собой или сложиться в связный рассказ.
Прекрасная игра для того, чтобы научить детей:
Почаще задавайте ребенку вопросы на разные темы:
Если он затрудняется с ответом, помогите ему, постепенно наводя на нужную мысль.
Дети обожают самые невероятные ситуации. Поэтому с большим энтузиазмом примутся рассуждать, например, на тему «Деревьев, которые научились разговаривать» или «Града из леденцов». Предложите малышу обсудить, что хорошего и плохого будет в этом явлении. Помогайте и направляйте его.
Тайна влечет любого ребенка! И эта игра рассчитана на любовь детей ко всему необычному и таинственному. Подходит она для развития мышления детей от 6-7 лет. Главное условие – беглый навык чтения.
Перед началом игры ребенку придется придумать обозначение каждой буквы алфавита. Это могут быть:
После того, как он попробует себя в роли шифровальщика, можно приступать к составлению шпионских посланий:
Мышление – это основа успешного обучения. Но его развитие не должно быть нудным и скучным. Развивайте ребенка играючи и тогда у вас всегда будет повод сказать: «Ты так интересно мыслишь!».
Все материалы сайта не являются публичной офертой
Разработка сайта JS-media | Веб-студия