Ребенок бьется головой об пол, стену, твердые предметы и делает это нарочно? Данное явление, возможно, связано как с банальным баловством, манипулятивным поведением, так и с серьезными проблемами со здоровьем, психоневрологическими нарушениями. Запускать этот процесс нельзя: стоит детально разобраться с причинами ситуации.
Ребенок пытается биться головой об стену
Причины явления
- Психическое напряжение, накапливающееся в результате взаимодействия с миром, около 15 % детей снимают посредством причинения себе болевых ощущений. Физическая боль отвлекает от психологической. Чаще к этому склонны мальчики.
Данный тревожный сигнал требует родительского внимания, поскольку это может сигнализировать о неумении малыша справляться с травмирующими переживаниями, делясь с родителями и родственниками, получая у них поддержку, выражая эмоции в плаче. Когда он так не поступает, пришло время задаться вопросом – отчего так сложилось? Возможно, потерян контакт со значимыми взрослыми? Иногда стоит для коррекции отношений в семье прибегнуть к помощи профильного специалиста.
- Манипулятивное поведение заключается в получении внимания и жалости к себе вместо наказания за какой-то проступок или нежелательные действия. Также это в понимании многих детей безотказный способ получить желанный предмет, лакомство, подарок, уступку.
Дети во многих семьях привыкают манипулировать взрослыми, и когда его ожидания поддерживаются, данный тип поведения закрепляется. Когда манипуляция применяется постоянно, стоит искать причины в нездоровых отношениях внутри семьи. В этом случае также окажет неоценимую помощь профессиональный детский психолог.
- Дисфункция сенсорной интеграции – одна из причин, по которой дети наносят себе удары о твердые предметы. Это тактильная гиперчувствительность, когда у малыша нет при обычных условиях нужных ему ощущений, исходящих от собственного тела. Получить недостающие тактильные ощущения помогает только дисфункциональный способ контакта с миром.
Здесь может прийти на помощь опытный клинический психолог, который умеет работать с этой проблемой: после комплекса занятий можно нормализовать сенсорную сферу малыша.
- Потерянный контроль над эмоциями также провоцирует детей наносить себе повреждения. При таких нарушениях аффективной сферы нужна помощь психолога, который скорректирует поведение ребенка и научит его понимать ощущения и чувства. Умение выражать их адекватными, приемлемыми в обществе способами избавит от необходимости биться головой.
- Аутоагрессия (агрессия, направленная на самих себя) – также толкает детей к аномальному поведению. Нужна консультация детского психолога и детского специалиста-психоневролога, а также комплексная работа с семьей, создание безопасных условий для выражения эмоций.
- Потребность в ритме. Совершаемые ритмичные движения могут давать ощущения вестибулярной системе ребенка, контролирующей равновесие. Удары головой могут быть монотонными ритмичными – дети используют такие действия как способ самоуспокоения.
Малыш нарочно ударяется головой о стену
Чем могут помочь ребенку родители?
- Паниковать, предполагая возможные серьезные последствия для здоровья детей, не стоит – крайне редко ребенок, имеющий инстинкт самосохранения, сможет себе нанести удар с такой силой, чтобы травмироваться. Бросаться с испуганным лицом к бьющемуся головой ребенку не стоит. Но необходимо проконтролировать ситуацию и убрать все лишние предметы, которые усугубят положение.
- Стоит по возможности отвлечь детей от деструктивного поведения, предлагая игры, чтение книги, любимую игрушку.
- Если причина заключается в аутоагресии, следует научить ребенка проявлять свои чувства безопасным, приемлемым образом. Дома можно организовать место, где малыш может выместить агрессию на подушке или специальном матрасике, побив их, или разорвать стопку газет: во время физических усилий ребенок рано или поздно устанет и потеряет интерес к своим деструктивным действиям.
Хорошо показала себя методика создания личного "рупора крика". Показав ребенку предмет, с помощью которого он сможет выкричаться в случае необходимости, можно научить его реализовывать свою агрессию безопасным для окружающих и его самого образом.
- Также важно научить ребенка проговаривать, формулировать - что именно его разозлило. Далее объяснить ситуацию, предложить помощь в решении проблемы, разделить с ним чувство злости, разочарования, беспомощности. Стоит помочь малышу спокойно справиться с незнакомой ситуацией.
- Дети нередко наследуют форму реакций на мир у взрослых: если в семье принято выражать эмоции бросанием предметов, громким криком, топанием, хлопанием дверьми, не стоит удивляться, что ребенок будет в минуты отчаяния и злости ломать игрушки, биться головой об стенку или пол и т.д. Создайте внутри семьи спокойную обстановку: снижение уровня тревоги и напряженности положительно повлияет на эмоциональный фон ребенка.
Оптимальный вариант - распознать причину таких действий вместе со специалистом (профильным детским психологом) и найти подходящую корректирующую стратегию.