Память – это важнейшая психическая функция человека. С ее помощью маленький человек учится отождествлять себя, осмысливает опыт, развивается и усваивает новую информацию. В любом возрасте память поддается тренировке. Но особенно впечатляющий результат дают регулярные занятия в дошкольном возрасте.
О том, что сведения остаются в голове человека не просто так, люди догадывались еще в древние времена. И строили предположения о том, каким образом это происходит. Древние греки, например, представляли информацию в виде мельчайших частиц, которые в прямом смысле слова оседают на мозге, оставляя отпечаток. Именно он, по мнению греческих ученых и философов, позволял в нужное время извлекать данные из головы. Вот только, почему возможность запоминать у людей не одинакова, они никак не могли объяснить.
Для современных людей не является секретом тот факт, что память основана на 3 «китах»:
Если говорить более детально, то память работает следующим образом:
Не так давно ученые доказали, что память начинает развиваться у детей еще в материнской утробе. Малыши не только запоминают, но и отлично различают голоса близких людей. А также:
Маленький человечек уже приходит в этот мир с некоторым объемом памяти. И главная задача родителей – помочь ему ее развить.
Детская память существенно отличается от взрослой. Но подпадает под общую классификацию. Психологи выделяют следующие ее виды:
Перечисленные категории у человека развиты не одинаково. И на то существует несколько причин:
Психологи разделяют память на 2 больших группы:
Оба вида «работают» вне зависимости друг от друга. В случае с непроизвольной памятью запоминание происходит само собой. Яркие эмоционально окрашенные события остаются в памяти без каких-либо усилий. Поэтому у малышей этот вид памяти превалирует над остальными.
Произвольное запоминание требует некоторых усилий со стороны человека. Она задействуется, когда требуется, например:
Нельзя не упомянуть еще про 2 вида памяти:
Информация, попавшая в первое «хранилище», находится там ограниченный промежуток времени. После извлечь ее будет уже невозможно. Обычно кратковременная память «включается», когда человеку в небольшие сроки нужно обработать внушительный информационный массив:
Долговременная память – это практически вечное «хранилище». За него отвечает область мозга под названием «гиппокамп». Она активно формируется от рождения вплоть до 3 лет. Около 85% людей начинают помнить себя именно с этого возраста. Сведения, попавшие в долговременную память, надежно «отпечатываются». Поэтому всегда доступны к извлечению.
Дети не только видят, но и запоминают информацию по-особенному. Причем год от года эта функция психики развивается и трансформируется. Каждый этап очень важен для формирования успешной и гармоничной личности:
В более старшем школьном возрасте память максимально приближается ко взрослой. Превалирующими становятся 2 ее вида:
Но если мы говорим о дошкольника, то их память можно охарактеризовать следующими словами:
За счет этого дети не могут запомнить цепочку последовательных событий. Из целого они «вырывают» наиболее яркие кусочки. Причем эмоциональная окраска может быть, как позитивной, так и негативной.
Детский мозг обладает высокой нейропластичностью. Поэтому легко изменяется и адаптируется к чередующимся условиям окружающей среды. Этим свойством можно воспользоваться для развития памяти. Ведь в период активного формирования нервной системы сделать это проще всего.
Но перед началом регулярных занятий с ребенком психологи рекомендуют провести тестирование памяти. Это позволит определить, в каком направлении нужно работать родителям.
Любые занятия должны проводиться в игровой форме. Мамам и папам нельзя забывать об этом ни на минуту! Как только ребенок начнет капризничать или баловаться, стоит остановиться. Только так вы сможете поддерживать интерес к занятиям и получите хороший результат.
Это очень простой метод, который подходит детям от 3-4 лет. На подготовительном этапе родителям нужно начертить таблицу:
Суть теста заключается в следующем:
Таким образом делается 5 повторов. Затем ребенка нужно отвлечь. Хорошо занять его подвижной игрой или чем-то, что он очень любит. Спустя час вновь попросите его назвать слова, но уже без предварительного прочтения.
Если память малыша развита, то с каждым разом он будет называть все больше слов:
Этот тест отражает не только уровень развития кратковременной памяти, но и слуховой. К тому же он позволяет определить некоторые имеющиеся у ребенка проблемы:
При проведении диагностики соблюдайте простые правила:
И не забывайте хвалить малыша! Даже если его результаты будут более, чем скромные.
Этот вид запоминания связан с наглядными образами. Поэтому для тестирования понадобятся карточки с изображениями:
Теперь нужно выбрать слова, к которым могут подойти эти карточки. Причем последних должно быть в 2 раза больше, чем первых. Для диагностики достаточно будет 10 слов.
Игра выстраивается следующим образом:
Например, мама говорит «сад». Ребенок разглядывает картинки и выбирает изображение цветка. Далее он объясняет, что в саду растут цветы.
После 10 слов откладывайте карточки и займитесь любыми другими играми по желанию испытуемого. Спустя час посадите малыша за стол и попросите при помощи карточек вспомнить названные ранее слова.
Если вспомнилось более 5, то значит память развита хорошо и беспокоиться не о чем. Худший результат свидетельствует о необходимости почаще тренировать память.
Интересный тест, который можно проводить с детишками от 5 лет. Перед его началом подготовьте:
Игра выстраивается довольно просто:
На задание отводится не более 5 минут. В дальнейшем:
Более половины повторений говорят о том, что у ребенка хорошо развиты:
Сами картинки тоже многое расскажут родителям. Для анализа рисунков их придется разделить на 3 группы:
Абстрактные изображения – линии, фигуры, символы – свойственны детям с логическим мышлением. Они склонны обобщать информацию и извлекать из нее главное.
Сюжетные рисунки – действия или метафорические изображения – рождает мозг творческих детей. Превалирующим для них является образное мышление. Они очень эмоциональны и обладают богатым воображением.
Конкретные изображения в 85% случаев опираются на собственный опыт «художника». Такие рисунки свойственны 73% детей в возрасте до 10 лет. Это связано с преобладающим у них конкретно-действенным мышлением.
«Пиктограмма» дает возможность проверить и готовность к школе. О ней можно говорить, если рисунки:
Принято считать, что дети, умеющие организовывать пространство и свою деятельность, на 87% психологически готовы к школьному обучению.
Для того, чтобы развить память своего чада, не нужно посещать специальные центры или нанимать педагога. Занятия можно проводить дома с минимальным количеством подручных материалов.
Играть можно практически везде:
Ребенку предлагается представить, что он превратился в самый настоящий фотоаппарат и должен «запечатлеть» человека или событие:
Чем больше деталей он назовет, тем крепче его память.
Удобно, что игру можно подстроить под интересы ребенка. Он бредит индейцами? Предложите ему взять на себя роль вождя, следящего за бледнолицыми. Любит шпионов? Пусть он превратится в суперсекретного агента на задании.
Игра, развивающая память и внимание, может быть организована специально или по ходу выполнения обычных домашних дел. Например, вы помыли посуду и выложили тарелки на стол, чтобы протереть их. А теперь:
Вполне вероятно, что сначала задача покажется малышу невыполнимой. Но со временем он будет легко замечать изменения.
Слуховая память у 67% детей развита хуже, чем другие ее виды. Поэтому тренировкам обязательно нужно уделять пристальное внимание:
Будьте готовы к тому, что задание вызовет затруднение. Не торопитесь и помогите малышу:
После 3-4 подобных занятий дети показывают хорошие результаты.
На развитие слуховой памяти направлено и следующее упражнение:
Для первых занятий достаточно 5 звуков. Например:
Обязательно поинтересуйтесь, трудно ли было ребенку. По мере освоения игры количество звуков можно увеличить в 2 раза.
Каждый ребенок регулярно проделывает один и тот же путь:
Хорошей тренировкой памяти будет мысленное путешествие по знакомым местам. Предложите малышу представить дорогу в известное ему место. Пусть он расскажет:
Помогайте своему чаду наводящими вопросами. Сначала их будет много. Но после регулярных занятий 73% детей обходятся и вовсе без помощи взрослых.
Двигательная активность стимулирует мозговую деятельность. К тому же дети обожают активные игры. А значит занятие придется им по душе!
Суть игры проста:
Разнообразить упражнение можно его вариациями:
Обычно подобные занятия проходят весело и дарят массу положительных эмоций.
Активизировать моторную память можно и с помощью другой интересной игры:
Если задача окажется легкой, то в следующий раз маршрут для «куклы» можно усложнить рядом дополнительных действий:
Упражнение подходит для детей, хорошо владеющих счетом.
Задание развивает не только память, но и:
Суть игры сводится к следующему:
Важно, чтобы слова:
Предположим, что выбранные для игры слова были такими:
Из них составляется весьма необычная история: «Корова вышла погулять ночью, ночью на поле выросло дерево, на дереве появились арбузы, арбузы загрузили в машину, в машине валялся телефон, по телефону позвонила гусеница, гусеница купила себе тарелку, тарелка вместилась в сумку, на сумке изображена книжка».
С помощью придуманной цепочки событий ребенок способен запомнить большое количество слов, не имеющих между собой ничего общего.
Эффективное упражнение на развитие:
Дети обычно с большим энтузиазмом воспринимают эту игру:
Например:
Варианты весьма разнообразны. Поэтому игра долго не наскучит детям.
Для развития памяти недостаточно игр, упражнений и заданий. Обычные, на первый взгляд, действия способны в 10 раз усилить эффект от регулярных занятий:
Согласно последним данным ВОЗ, около 20% детей в возрасте до 10 лет имеют серьезные проблемы с памятью. Если вы заметили, что ребенок испытывает сложности с запоминанием информации, то помогите ему развить и укрепить свою память. И он обязательно порадует вас своими успехами!
Все материалы сайта не являются публичной офертой
Разработка сайта JS-media | Веб-студия