Ежедневно каждый человек контактирует с большим количеством индивидуумов и пропускает через себя внушительный объём информации, оказывающий на него влияние той или иной степени. При этом его установки и убеждения могут серьезно измениться, что позволяет говорить о таком явлении как внушение.
Если заглянуть в словарь, то можно найти самое распространенное определение внушения. Оно считается базовым для многих научных дисциплин.
Итак, внушение – это в психологии воздействие психологического типа, оказываемое одним лицом, группой лиц или социумом в целом на личность или группу с целью изменения имеющихся убеждений либо формирования новых.
Внушению подвержены до 95% людей на планете. Но уровень внушаемости у всех разных. Что это значит? Можно сказать, что при равной силе воздействия результат будет различным:
В психологии стороны взаимодействия определяются как:
Внушение часто путают с убеждением. Но на самом деле эти определения различны в самом принципе действия. Убеждение подразумевает формирование новых идей или осознание необходимости действовать под влиянием фактов и логических обоснований. Внушение же не имеет под собой никакой фактической базы.
Говоря простыми словами, внушаемая мысль минует стадию критического восприятия. Она практически сразу распознается как своя и может выступать в качестве побудительного мотива к немедленным действиям.
Если рассматривать внушение максимально кратко, то нужно отметить самое главное - оно имеет вид конструкции, которая может быть:
По своей сути конструкция гибкая и мгновенно подстраивается под личностные особенности суггерента. Нередко в одном внушении комбинируются разные виды конструкций для усиления эффекта.
По форме внушение разделяют на три категории:
Нужный вариант определяется индивидуально с учетом характеристик объекта.
Также внушение делят на:
В первом случае субъект имеет конкретную цель и точно знает, какую мысль должен внушить. Поэтому он тщательно подбирает формы и виды воздействия.
Непреднамеренное внушение делается без цели. Воздействие осуществляется через случайные:
В 75% случаев субъект даже не осознает, какое влияние оказывает. И не может прогнозировать результат.
Примеров такого внушения достаточно много. Один из известных боксеров однажды рассказал в интервью, что практически всегда знал, чем окончится очередной бой. И определял он это по поведению тренера. Если тот начинал нервно вертеть на руке часы, значит будет проигрыш. Самое удивительное, что тренер своим жестом всего лишь пытался унять нервное напряжение. А боец считывал его как неуверенность в победе и вполне закономерно проигрывал.
Содержание внушения различно. Поэтому его делят на:
Первое имеет мотивирующий характер. У объекта должны сформироваться конкретные:
Неспецифическое внушение затрагивает психоэмоциональную сферу. Суггерент в процессе воздействия может изменить настрой, ощутить эмоциональный спад или, наоборот, воодушевиться.
Внушение принято классифицировать как:
Прямое актуально только для объектов, которые:
Взаимодействие в этом случае открыто, цели не скрываются. Используются:
Косвенное внушение подразумевает создание новой установки мимоходом в скрытом виде. Оно подходит объектам, для которых характерны:
Инструментами воздействия становятся:
Важно, чтобы суггерент принял нужное решение самостоятельно.
В отдельную группу выделяют самовнушение. Психологи считают его самым мощным и опасным для личности в случае негативных установок.
Для успешного внушения первостепенную важность приобретают разные факторы:
Противостоять внушению сложнее в группе. И чем она больше и восприимчивее, тем ниже шансы отдельного индивида противостоять насаждаемым установкам самому и убедить в их несостоятельности окружающих.
Вне зависимости от того, личность или группа выступают в роли субъекта внушения, успех обеспечивает авторитетность суггестора. Она складывается из:
Внушение – это очень сильный инструмент, способный отражаться даже на физическом состоянии объекта. Поэтому важно развивать в себе критическое мышление и не принимать безосновательных решений.
Все материалы сайта не являются публичной офертой
Разработка сайта JS-media | Веб-студия