Валидность – это, в психологии и статистике, характеристика, определяющая пригодность и эффективность методик, тестов и исследований. По сути с помощью определения валидности специалисты узнают, что измерили именно то, что планировали изначально.
Валидность – это достаточно многоуровневое понятие. А потому имеет несколько, схожих по смысловой нагрузке толкований. Сам термин произошел от латинского слова, которое в точном переводе означает «достойный». Поэтому в изначальном понимании валидность обозначает пригодность.
Говоря простыми словами, соответствуют ли итоговый результат и способы его получения поставленным в начале работы задачам. По сути валидность доказывает, что в процессе эксперимента исследователь ошибочно не измерил параметры, не имеющие никакого отношения к поставленным целям.
Изучая данную тематику, нельзя не упомянуть о таком термине как «валидизация». Он подразумевает процесс проверки валидности. Существует несколько способов валидизации, определяющихся целями проверки.
В первую очередь валидность стоит разделять на:
Первая подгруппа определяет, можно ли полученные результаты распространить на весь класс объектов. Она призвана установить связь между показателями теста или методики и признаками объекта, взятого в качестве испытуемого. В свою очередь внешняя валидность делится на 2 категории:
Первый вид выявляет соответствие выбранной методики и составленному для эксперимента плану предположению, которое необходимо проверить.
Конструктная валидность получила свое определение только в середине прошлого века. Она позволяет выявить, насколько способна выбранная методика измерить характеристику, ранее обоснованную теоретическим путем. При наличии большого количества гипотез с сугубо теоретической доказательной базой этот вид валидности отражает обоснованность методики.
Вторая подгруппа – внутренняя - связана с влиянием друг на друга разных по характеристикам переменных. Если говорить кратко и без сложных терминов, то он позволяет определить, какова степень влияния независимой переменной на зависимую.
Также выделяют и следующие виды валидности:
Последний вид актуален, когда новая методика является более прогрессивной в сравнении с другими использующимися методиками.
При оценке эффективности методики не обойтись без внешнего критерия. Под ним в экспериментальной психологии принимают показатель, имеющий ценность и вес в конкретной области изучения. То есть, критерий тесно связан с определенной сферой. К примеру, для тестов, призванных определить интеллект, уровень развития или обучаемость, в качестве внешнего показателя выступит успеваемость.
Для определения валидности он используют один из следующих критериев:
Под первым типом принято понимать количественные показатели, отражающие временные затраты или качественный рост в выбранной области.
Субъективные критерии получают через дополнительные опросы или серии тестов. Их самые главные характеристики – отношение личности к чему-либо. В этой роли могут выступать:
К физиологическим критериям относят такие параметры как:
Этот вид критериев необходим, когда объектом изучения являются взаимоотношения внешних переменных на человека. А точнее – на его психическое и физическое состояние.
Последний из приведенных в списке видов используется реже остальных. Он призван отразить закономерность в цепи случайностей.
К критериям предъявляется определенный перечень требований. Среди основных выделяют:
При определении валидности в итоговом результате в обязательном порядке указываются используемый тип и особенности объектов, отобранных для исследования. Такой подход позволит психологу самостоятельно определить валидность методики в конкретной ситуации.
Все материалы сайта не являются публичной офертой
Разработка сайта JS-media | Веб-студия