Опрос - это, в психологии - кратко, устный, основной

Опрос - это, в психологии

Психологические исследования крайне важны для развития разных направлений психологии. И для проведения эксперимента или исследовательской работы используются разные инструменты. Их сфера применения определяется выбранным сегментом в рамках изучаемой дисциплины. Один из самых популярных и распространенных методов у экспертов – опрос. О том, что такое опрос и каковы его типы, пойдет речь в статье. 

Все, что нужно знать об опросах: определение, описание и краткие характеристики

Психологические исследования позволяют создать полноценную базу данных, которая в дальнейшем используется для разных целей. Нередко специалистам необходимо получить много информации при наличии временных и пространственных ограничений. И они выбирают для работы опрос.

Опрос – это, в психологии, метод извлечения информации, преимущественно использующийся в экспериментальной психологии, основанный на заочном или очном взаимодействии специалиста и опрашиваемых.

Говоря простыми словами, опрос имеет целенаправленный характер и выстраивается посредством вопросов/ответов. Причем для проведения эксперимента не имеет значение экспертность мнения исследуемых индивидов. В 60% случаев именно субъективность суждений дает столько необходимый для работы материал.

Опрос необходим, когда:

  • психолога интересует не один индивид, а социальная группа;
  • изучаемый фактор невозможно проконтролировать;
  • другие инструменты дают минимальную эффективность;
  • элемент изучения требует длительного изучения и строгого учета.

Алгоритм использования инструмента прост:

  • составление вопросов, исходя из проблемной ситуации;
  • работа с опрашиваемыми;
  • анализ ответов в рамках поставленной задачи.

Процедура составления опросника обычно делится на 2 этапа. На первом формируется перечень вопросов на языке, понятном только специалистам. На втором вопросы адаптируются для понимания группы опрашиваемых.

Виды опросов

Исследовательский инструмент имеет довольно обширную классификацию. В первую очередь опросы подразделяют на:

  • стандартизированные;
  • нестандартизированные.

Первая группа подразумевает наличие строгих рамок, четких вопросов и определенную модель поведения. Результатом исследования может стать общее представления о проблеме без частных примеров.

Нестандартизированные опросы более гибкие. Они тоже имеют очерченный круг вопросов, но при этом позволяют исследователям действовать в соответствии с полученным ответом и реакцией испытуемого.

По типу проведения выделяют три группы:

  • устный;
  • письменный;
  • свободный.

Устные опросы целесообразно организовывать, если для эксперимента важны не только ответы, но и реакция субъектов. Этот способ довольно гибок, но имеет ряд особенностей:

  • невозможен без тщательной подготовки;
  • требует опыта у исследователя;
  • не всегда дает верную информацию, так как велик риск влияния эксперта на испытуемого.

Письменный опрос привлекателен своей массовостью. Он также готовится заранее, но дает более объективные данные, чем предыдущий вариант. Здесь важно отметить, что письменный способ может быть:

  • анонимным – позволяет респонденту расслабиться и быть более откровенным, но одновременно снижается ответственность за свои ответы;
  • персональным – ставит опрашиваемого в сложное положение и в 35% случаев ответы приукрашиваются, что снижает объективность результатов.

Свободный опрос используется реже, так как дает очень обобщенную информацию. Проводится он без предварительного формирования вопросов и контролируется исследователем, который может повернуть ситуацию в любую сторону.

По форме подачи информации различают:

  • анкетирование;
  • интервьюирование.

Первый вариант базируется на взаимодействии с помощью анкеты – вопросника. Она может вручаться лично, рассылаться по интернету (так часто делают с панельными опросами) или размещаться в СМИ. Плюсы и минусы этого способа очевидны. К достоинствам относят:

  • ценность информации;
  • актуальность данных для разных целей (первичный сбор, контроль, учет).

Но при этом все данные субъективны и это – большой минус анкетирования.

Интервью относится к вербальным способам получения информации, когда обе стороны эксперимента контактируют непосредственным образом. Его достоинства:

  • видовое разнообразие;
  • большое количество информации;
  • возможность проводить опрос максимально гибко.

Но интервью занимает немало времени, и группа опрошенных будет незначительной.

Классификация вопросов и требования к ним

Достоверность и непредвзятость результатов опроса на 78% зависит от правильно сформулированных вопросов.

Специалисты выделяют несколько типов их составления:

  • закрытые – предполагают варианты ответов и легко обрабатываются;
  • открытые – ответ не имеет вариантов, что существенно усложняет обработку;
  • субъективные – подразумевают определение отношения субъекта к чему-либо (характерно для ситуационных опросов);
  • проективные – интерес исследователя пролегает в направлении третьих лиц.

Важно, чтобы вопросы были краткими, понятными, логичными и не содержали в формулировке подсказку.

Опрос – это метод, который при грамотном применении даст все необходимое для работы исследователей. Но нельзя исключать и возможность ошибок, погрешностей, неточностей. Они свойственными этому инструменту.

Вытеснение - это, в психологии
Ощущение - это, в психологии
 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
21.11.2024

Все материалы сайта не являются публичной офертой

Разработка сайта JS-media | Веб-студия