Психологические исследования крайне важны для развития разных направлений психологии. И для проведения эксперимента или исследовательской работы используются разные инструменты. Их сфера применения определяется выбранным сегментом в рамках изучаемой дисциплины. Один из самых популярных и распространенных методов у экспертов – опрос. О том, что такое опрос и каковы его типы, пойдет речь в статье.
Психологические исследования позволяют создать полноценную базу данных, которая в дальнейшем используется для разных целей. Нередко специалистам необходимо получить много информации при наличии временных и пространственных ограничений. И они выбирают для работы опрос.
Опрос – это, в психологии, метод извлечения информации, преимущественно использующийся в экспериментальной психологии, основанный на заочном или очном взаимодействии специалиста и опрашиваемых.
Говоря простыми словами, опрос имеет целенаправленный характер и выстраивается посредством вопросов/ответов. Причем для проведения эксперимента не имеет значение экспертность мнения исследуемых индивидов. В 60% случаев именно субъективность суждений дает столько необходимый для работы материал.
Опрос необходим, когда:
Алгоритм использования инструмента прост:
Процедура составления опросника обычно делится на 2 этапа. На первом формируется перечень вопросов на языке, понятном только специалистам. На втором вопросы адаптируются для понимания группы опрашиваемых.
Исследовательский инструмент имеет довольно обширную классификацию. В первую очередь опросы подразделяют на:
Первая группа подразумевает наличие строгих рамок, четких вопросов и определенную модель поведения. Результатом исследования может стать общее представления о проблеме без частных примеров.
Нестандартизированные опросы более гибкие. Они тоже имеют очерченный круг вопросов, но при этом позволяют исследователям действовать в соответствии с полученным ответом и реакцией испытуемого.
По типу проведения выделяют три группы:
Устные опросы целесообразно организовывать, если для эксперимента важны не только ответы, но и реакция субъектов. Этот способ довольно гибок, но имеет ряд особенностей:
Письменный опрос привлекателен своей массовостью. Он также готовится заранее, но дает более объективные данные, чем предыдущий вариант. Здесь важно отметить, что письменный способ может быть:
Свободный опрос используется реже, так как дает очень обобщенную информацию. Проводится он без предварительного формирования вопросов и контролируется исследователем, который может повернуть ситуацию в любую сторону.
По форме подачи информации различают:
Первый вариант базируется на взаимодействии с помощью анкеты – вопросника. Она может вручаться лично, рассылаться по интернету (так часто делают с панельными опросами) или размещаться в СМИ. Плюсы и минусы этого способа очевидны. К достоинствам относят:
Но при этом все данные субъективны и это – большой минус анкетирования.
Интервью относится к вербальным способам получения информации, когда обе стороны эксперимента контактируют непосредственным образом. Его достоинства:
Но интервью занимает немало времени, и группа опрошенных будет незначительной.
Достоверность и непредвзятость результатов опроса на 78% зависит от правильно сформулированных вопросов.
Специалисты выделяют несколько типов их составления:
Важно, чтобы вопросы были краткими, понятными, логичными и не содержали в формулировке подсказку.
Опрос – это метод, который при грамотном применении даст все необходимое для работы исследователей. Но нельзя исключать и возможность ошибок, погрешностей, неточностей. Они свойственными этому инструменту.
Все материалы сайта не являются публичной офертой
Разработка сайта JS-media | Веб-студия