Когнитивные навыки – это высшая форма мышления, с помощью которой человек воспринимает окружающий мир и выстраивает алгоритм действий в той или иной ситуации. Ученые утверждают, что именно когнитивные способности и делают каждого из нас людьми. Без них мы не могли бы усваивать новую информацию и применять ее на практике.
Когнитивные навыки или, как их допустимо называть, когнитивные способности психологи считают одними из самых важных. Их можно представить в виде базы для успешной реализации личности. Если она полноценно развита, то любые жизненные препятствия будут всего лишь задачами с множеством вариантов решений.
Нередко когнитивные навыки путают с развитым интеллектом. Это неверно. Умный человек может совмещать в себе несколько качеств одновременно. Например:
Но это вовсе не свидетельствует о том, что он способен добиться сколько-нибудь значимых успехов. В отличие от личности с развитыми когнитивными способностями. Она не только быстро обрабатывает информацию, но и:
Такой человек точно знает, как получить результат, независимо от исходной ситуации.
Когда речь идет о когнитивных способностях, то чаще всего подразумевают следующие навыки:
При совокупном развитии всех перечисленных функций человек обретает эффективные инструменты, позволяющие на 100% состояться в жизни.
Успешное обучение на 45% зависит от этой функции. Поэтому о том, как развить память у ребенка, родители беспокоятся в первую очередь. И поступают абсолютно верно. Ведь при плохой памяти детям сложно воспринимать многоступенчатые задачи. А с учетом того, что их количество по мере обучения постоянно увеличивается, необходимо использовать весь свой потенциал.
Внимание и концентрация – вторые по важности функции когнитивной базы. Ведь недостаточно просто слушать информацию. Ее необходимо:
Для этого требуется сконцентрироваться и не отвлекаться. Не каждый взрослый может похвастаться внимательностью и умением быстро концентрироваться в нужный момент. Тем более это сложно дается детям.
Если родители не потратили время на то, чтобы развить внимание у ребенка, не стоит ожидать успехов в учебе. Таким детишкам особенно тяжело дается обучение чтению и письму. В начальной школе они уже начинают отставать от сверстников. И с течением времени этот разрыв только увеличивается.
Восприятие информации – один из самых сложных когнитивных навыков. Каждый человек от рождения обладает ведущим способом восприятия окружающего мира. Остальные остаются недостаточно развитыми.
В работе над восприятием информации очень важно учитывать заложенные природой способности малыша.
Принятие решений и действие – связанные между собой навыки. Не всем их развитие дается легко. Более 65% взрослых людей испытывают сложности с принятием решений и выстраиванием алгоритма действий. Это свидетельствует о том, что в детские годы данной функции не уделялось внимание.
Логическое мышление – это базовый навык, стимулирующий практически все остальные. Дети с хорошо развитым мышлением добиваются больших успехов в обучении, чем их сверстники. И в 85% случаев становятся лидерами в коллективе. Им проще принимать решения, и они быстро обрабатывают полученную информацию. Для того, чтобы развить мышление у ребенка, достаточно заниматься 3-4 раза в неделю в игровой форме.
Воображение принято недооценивать. Но на самом деле способность самостоятельно дополнить известную картину мира новыми деталями – это навык, благодаря которому задача любой сложности становится выполнимой. Развить воображение у ребенка – значит помочь ему научиться формировать образы, неразрывно связанные с действительностью.
К тому же этот навык относится к наиболее поздно проявляющимся. Работу над развитием воображения нужно начинать с 3 лет. Только с этого возраста малыш осознанно начинает формировать образы и удерживать их.
Ухудшение когнитивных функций может выявиться в любом возрасте. Чаще всего причинами возникновения проблем становятся следующие факторы:
Нередко сильный стресс провоцирует временное снижение когнитивных способностей. В 87% таких случаев проблема возникает с памятью. У 45% людей дополнительно определяется снижение внимания.
С 40 лет наблюдается постепенное ухудшение когнитивных функций. Это процесс считается нормальным и проходит в большей степени незаметно.
Развитие основных когнитивных навыков психологи представляют в виде основы, без которой невозможно стать успешным человеком. И заняться этим вопросом не поздно практически в любом возрасте.
Все материалы сайта не являются публичной офертой
Разработка сайта JS-media | Веб-студия