Вербальный – это, простыми словами, словесный тип общения. Он свойственен только людям, так как требует высокого уровня развития мозговой деятельности.
Кратко о вербальном общении
Вербальная коммуникация справедливо считается основным и универсальным средством для обмена информацией между людьми. Поэтому еще в Древнем мире ораторы, владеющие языком в совершенстве, пользовались большим почетом. А ораторское искусство было обязательной дисциплиной для каждого образованного человека.
Сам термин «вербальный» пришел из латинского языка, исходя из исходного смыслового значения. Он так и переводится – «словесный». Под официальным определением термина в психологии понимаются:
- непосредственно знаковый материал;
- процесс манипуляции с ним.
На самом деле подобное предположение не может быть верным на 100%. Хотя и полностью ошибочным его считать тоже нельзя. Что это значит? На разных этапах общения тот или иной тип коммуникации выходит на первый план. Когда речь идет о межличностном и аффилиативном общении, то первостепенное значение приобретает невербальный вид - для участников процесса важны не столько сами слова, сколько то, каким образом они доносятся.
В деловом общении, наоборот, содержание выходит на первый план. Интонация и мимика теряют свое значение либо вовсе не воспринимаются индивидом. Поэтому вербальный вид общения нельзя недооценивать. Уже на протяжении тысячелетий он развивается и видоизменяется.
Вербальное общение в группах и диалоге не всегда складывается просто. И причина тому – игнорирование следующих требований:
- ясность содержания;
- грамотная формулировка мыслей;
- правильное изложение.
Самая главная цель словесного общения заключается в донесении первичного информационного посыла:
- оратор должен точно изложить мысли;
- слушающий понять и осмыслить полученное.
Таким образом складывается качественное вербальное общение. Обеспечить его можно в 2 случаях:
- одинаково высокий уровень интеллекта у участников коммуникативного процесса;
- адаптивное умение подстраиваться под возможности группы/собеседника.
Нельзя исключать и еще один фактор, снижающий качество общения, - восприятие через призму собственных эмоций. В 95% ситуаций личность воспринимает слова с учетом эмоционального и психического состояния, в котором находится.
Задачи
Вербальное общение последовательно и одновременно решает 5 задач:
- коммуникативная – обеспечение взаимодействия разного масштаба в пределах социума;
- познавательная – получение новой информации;
- аккумулятивная – отображение знаний и опыта в той или иной форме;
- эмоциональная – передача чувств и эмоций посредством слов;
- этническая.
Последняя задача наиболее масштабная. Она объединяет индивидов разных характера и социального статуса в одну группу по языковому признаку.
Типология и классификация
Вербальная коммуникация подразделяется на 3 вида:
- речевой;
- письменный;
- внутренний.
В первую группу входит непосредственное словесное общение в:
- группе;
- диалоге;
- монологе.
Под письменным общением понимается любая передача информации с помощью переноса мыслей посредством руки:
- написание на бумаге;
- печать на компьютере;
- набор смс.
Внутреннее общение – это формирование мыслей до момента их изложения. До 75% людей ведут мысленные диалоги с потенциальными оппонентами.
За единицу вербальной коммуникации берется слово. В зависимости от формы его изложения – устно либо письменно – общение делят на следующие категории:
- говорить-слушать;
- читать-писать.
В каждой группе важен как излагающий, так и воспринимающий участник.
Формы и стили
Процесс передачи информации принимает формы, идентичные стилям, используемым в литературном жанре:
- публицистическая – спокойное и грамотное донесение информации без эмоциональной окраски и оценки;
- научная – допускает использование терминологии, свойственной излагаемой тематике;
- официальная – «сухая» передача сведений;
- художественная – «вкусная» информационная передача с эмоциональной окраской, способствующей формированию ярких образов;
- разговорная – наиболее типичная форма с большим количеством подтипов.
Развитие компонентов общения
На качество вербального общения напрямую влияют его основные компоненты:
- речь;
- письмо.
Развивать их можно регулярно. Грамотная речь требует обширного словарного запаса. Пополнять его рекомендуется следующими способами:
- чтение книг;
- прослушивание речей ораторов;
- общение с интеллектуально развитыми людьми.
Грамотное письмо невозможно без знаний правил пунктуации. Их усвоению способствует чтение и практика – написание текстов. Причем делать это лучше ручкой на листе бумаги, а не путем набора слов на компьютере.
Вербальное общение – это многокомпонентный процесс, складывающийся из умений ярко говорить, слышать и слушать. Каждое из них поддается развитию и совершенствованию в течение всей жизни.