Люди, как утверждают психологи, существа социальные. Поэтому в течение всей жизни постоянно контактируют с огромным количеством индивидов и входят в состав различных групп. А также микрогрупп, формирующих визуально единое сообщество. Но в каждой такой формации существуют многоуровневые межличностные отношения, которые регулируют деятельность каждого индивида и влияют на общую производительность группы. Их изучение позволяет создать наиболее эффективную модель взаимодействия. И один из самых удобных инструментов исследований - метод социометрических измерений.
Социометрия как она есть
Определение социометрии в научном мире довольно плавающее. Это связано с тем, что наибольшую важность имеет сам механизм социометрических исследований, а не его описание. Но все же единая формулировка существует.
Социометрия – это, в психологии, направление, занимающееся изучением межличностных отношений в социальной группе и являющееся по своей сути методом прикладного характера.
Говоря простыми словами, методика позволяет определить, какие индивиды в сложившемся коллективе наиболее:
- влиятельны;
- популярны;
- подходят на роль лидера;
- отвергаемы большинством членов группы.
Морено Леви задумался о межличностных отношениях в коллективе, случайно заметив, что в зависимости от собранной группы результативность ее действий меняется. Контакты с одними членами группы имеют положительную окраску и в итоге взаимодействие дает хорошие плоды. С другими – негативную, что автоматически приводит к низким результатам.
Исследователь предположил, что отношения подчиняются тем же правилам, что и физические тела. То есть, на них действуют принципы притяжения и отторжения. Если личности симпатизируют друг другу, то будут притягиваться и объединившись быстрее достигнут поставленных целей.
Техника проведения социометрических исследований опирается на базовые математические вычисления, что позволяет выявить необходимые связи в коллективе с максимальной точностью.
Удобно, что методика актуальная для любых коллективов. Она одинаково результативна для школьников, взрослых групп, формальных и неформальных объединений. Для младших классов социометрия также подходит, что позволяет считать ее универсальной.
Как проводится исследование: основные моменты
Целесообразно проводить социометрию в группе до 20 человек. Такое количество испытуемых не усложнит обработку результатов и позволит получить максимально точную информацию.
Алгоритм действий довольно прост - задать членам группы одну и ту же пару вопросов, в ответ на которые они должны указать по три человека:
- симпатичных им;
- нежелательных для общения.
При этом реальные плюсы и минусы этих людей не отмечаются. Важно назвать их по своим ощущениям, а не по реальным достоинствам или недостаткам.
Вопросы формулируется, исходя из возрастных и профессиональных особенностей группы. Вот только несколько примеров. Для младших школьников подойдет такая пара: «Кого бы ты позвал на свой день рождения?»/«Кого бы никогда не стал звать на день рождения?». Для детей постарше актуальна следующая формулировка: «С кем бы ты хотел дружить?»/«С кем бы никогда не стал общаться на дружеской ноте?». Взрослый вариант может быть таким: «С кем бы вы желали сотрудничать?»/«С кем бы вы отказались участвовать в одном проекте?».
Каждый испытуемый пишет результаты максимально кратко, но не анонимно. Это принципиальное условие социометрии. Психолог держит полученную информацию в тайне, так как при наличии конфликтов между участниками группы она может только ухудшить ситуацию, что не является целью исследования.
Особенности обработки данных
В 90% случаев информация обрабатывается вручную. Среднее время работы – от 3 дней до 4 недель. Эта величина зависит от количества участников группы.
Главные задачи психолога – это:
- подсчитать положительные и отрицательные отметки, данные каждому индивиду;
- найти крайних участников с обеих сторон – с наибольшим и наименьшим количеством голосов;
- определить нейтральных личностей, не указанных ни в одном из списков;
- выявить взаимно сделанный выбор.
И это далеко не полный перечень задач! Поэтому специалисты предпочитают приводить данные к виду монохромной или цветовой социометрии. Она представляет собой круговую таблицу с порядковыми номерами, присвоенными испытуемым, по которой легко увидеть:
- взаимные выборы;
- действующие микрогруппы и другие нюансы межличностных отношений.
На основе полученных сведений участникам присваиваются социометрические статусы:
- звезды – получают самый большой процент выбора, но не годятся на роль лидеров коллектива (в группе таких личностей может быть 1-2%);
- предпочитаемые – отмечены чуть меньшим количеством людей, но при этом именно этот статус означает большой авторитет реального лидера (тоже не свыше 1-2%);
- среднестатусные/низкостатусные – между ними незначительный разрыв в голосовании, а число положительных и отрицательных оценок приблизительно одинаковое (таких индивидов может быть до 68% и чаще всего они создают свои собственные группки);
- отверженные – процент негатива в их оценке превалирует (их в коллективе чаще около 10%);
- пренебрегаемые – в их оценке полностью отсутствует положительная составляющая (в среднем они составляют 10-15%);
- игнорируемые (или изолированные) – не получили никакой оценки (около 3% от всего коллектива).
Результаты социометрии всегда точны для конкретного момента времени. Статусы способны меняться и перетекать из одного в другой. Поэтому психологи рекомендуют делать исследования на регулярной основе, повышая тем самым общую эффективность работы коллектива.