Людям 21 века свойственно навешивать ярлыки и оценивать окружающих, поддавшись новизне первичности. В процессе общения мнение о собеседнике может меняться, но сложившийся образ не позволит объективным фактам нарушить создавшееся впечатление. В психологии это явление носит название «эффект ореола» и активно изучается специалистами.
Эффект ореола: определение и особенности
Люди редко оценивают других людей, вещи и явления в соответствии с их надуманными, а не реальными характеристиками. Примеры такого восприятия многочисленны.
Эффект ореола – это, в психологии, способность принимать людей и события по внешнему образу, не имея фактической опоры. В таком случае визуальный эффект, произведенный человеком, распространяется на его поступки и личностные качества.
В социологии и психологии распространен эксперимент, во время которого группе предлагается оценить абсолютно незнакомых людей. Если они были одеты хорошо, приветливы и дружелюбны, о них складывается положительное мнение. А вот неряшливость и грубость создают обратный эффект и в дальнейшем даже ряд хороших поступков не смогут убрать негативное впечатление об индивиде.
Говоря простыми словами, поверхностное знакомство с человеком является благодатной почвой для проявления эффекта ореола, который отличается невероятной стойкостью и подлежит изменениям в самых крайних случаях.
Причины формирования
Склонность к проявлению эффекта ореола есть у всех людей. Но реализуется она в разной степени в зависимости от личностных особенностей индивида.
В список причин чаще всего вносят следующие:
- Недостаток времени. Чтобы проникнуть в сущность индивида просто не хватает времени, что заставляет вторую сторону хвататься за поверхностные факторы, позволяющие собрать воедино общую «картинку».
- Информационный переизбыток. Когнитивное искажение формируется на фоне обилия данных о разных объектах и субъектах. Поэтому сделать обстоятельную оценку у индивида нет возможности.
- Заниженная значимость других людей. Социальная перцепция нарушается в результате повышения собственного значения в социальной группе, что автоматически создает предпосылки к неопределенному представлению о других людях.
- Стереотипы. Влияние стереотипов в группе сложно переоценить, ведь по принадлежности индивида окружение создает о нем мнение в 95% случаев.
- Харизма и индивидуальность. Привлекательность человека заключается в разных факторах. И если они достаточно яркие, то все остальное уходит на второй, а то и третий планы.
Виды эффекта ореола
Рассмотрев, что такое эффект ореола по своей сути, важно понять его классификацию. В научном мире принято делить его на:
- гала-эффект;
- хорнс-эффект.
Первый подразумевает только положительное впечатление. Чаще всего оно возникает по первичному внешнему образу и в дальнейшем распространяется на внутренние качества индивида.
Эффект рожек или хорнс-эффект, наоборот, базируется на отрицательном впечатлении. Если оно уже создалось, то даже внушительный набор положительных личностных качеств не изменит создавшегося мнения.
Особенности: подсознание и нюансы
До 90% индивидов не готовы менять уже имеющееся впечатление о людях. В его основе лежит краткий информационный образ, созданный по поверхностным триггерам. В дальнейшем они становятся определяющими и не дают внести изменения в создавшийся образ.
При этом подсознание работает таким образом, что среди всех событий и факторов выбирает только те, которые подтверждают создавшуюся картину.
Эффект ореола проявляется при кратковременном знакомстве. Он сохраняется весьма короткий промежуток, так как при появлении новых объективных фактов, растянутых во времени, теряет свое значение. Оценка выстраивается уже на конкретной базе и человек видится со всеми положительными и отрицательными качествами.
Психологи утверждают, что эффект ореола – это результативный инструмент, с помощью которого можно легко влиять на людей. Используя его, некоторые личности добиваются успеха в обществе и карьерных высот. Но нужно помнить, что первичное впечатление должен подкреплять комплекс личностных качеств. В противном случае эффект ореола будет эфемерным.